13 февраля отмечается Всемирный день радио, провозглашенный в 2011 году странами-членами ЮНЕСКО и одобренный в 2012 году Генеральной Ассамблеей ООН.
Радио является мощным средством распространения информации о деятельности человечества во всем его многообразии и представляет собой платформу для диалога. На глобальном уровне радио остается наиболее широко используемым средством массовой информации. Эта уникальная способность охватить широчайшую аудиторию дает возможность радио отображать разнообразие общества и выступать в роли арены, на которой можно услышать любые голоса и донести их до слушателя. Радиостанции должны выражать интересы различных сообществ, предлагая широкий спектр программ, мнений и контента, и отображать организационные усилия и деятельность разнообразных аудиторий.
По данным различных международных отчетов, радио продолжает оставаться одним из самых уважаемых и широко используемых средств массовой информации в мире. Поэтому Всемирный день радио 2022 года посвящен теме «Радио и доверие».
По случаю 2022 года ЮНЕСКО призывает радиостанции всего мира в 11-й раз отпраздновать это событие, а также более чем столетие существования радио.
Основное внимание в рамках нынешнего празднования Всемирного дня радио будет уделено трем подтемам:
Доверие к радиожурналистике
Производство независимого и высококачественного контента
Соблюдение основных стандартов этической журналистики стало сложной задачей в современную эпоху цифровых технологий. Однако, чтобы сохранить или повысить доверие слушателей, журналистика должна продолжать основываться на проверенной информации, которая распространяется в интересах общества, заставляет отчитываться власть имущих и помогает обществу строить лучшее будущее для всех.
Доверие и доступность
Забота о своей аудитории
Работа с избранной аудиторией подразумевает удовлетворение информационных потребностей всех слушателей и роль катализатора интеграции и социального участия – включая людей с ограниченными возможностями. Цифровые радиоплатформы создают основу для инноваций в плане доступности контента для последних, например, использование языков жестов или автоматических субтитров для слабослышащей аудитории при потоковом вещании, или сообщения о контенте для слепых слушателей.
Доверие и жизнеспособность радиостанций
Обеспечение конкурентоспособности
Как радио может выжить в условиях финансового кризиса на медиарынке? Как трансформировать лояльное отношение аудитории в финансовую устойчивость? Эта подтема связывает экономическое выживание радиостанций с их способностью привлекать и удерживать достаточно большую базу лояльных слушателей, чтобы сохранять устойчивость, а также внедрять взаимодействие со слушателями в свои бизнес-модели.
Общие сведения
Впервые Всемирный день радио официально отметили в 2012 году как результат одобрения Генеральной Ассамблеи ООН решения о его проведении ЮНЕСКО, принятом в 2011-м, после многочисленных консультаций со всеми заинтересованными участниками. Дата проведения выбрана не случайно – именно 13 февраля 1946 года впервые вышло в эфир «Радио ООН», которое располагалась в штаб-квартире Организации объединенных наций.
Основная идея праздника – воздать должное радио как средству связи, укрепить международное сотрудничество радиовещательных компаний, а также способствовать расширению доступа к информации и свободе выражения мнений на волнах радио.
Сегодня в Беларуси 458 радиовещательных передатчиков диапазона очень высоких частот обеспечивают эфирную трансляцию государственных и коммерческих звуковых программ, включая областные и региональные.
Развитие радиовещания постоянно совершенствуется с учетом внедрения передовых технологий, включая доступ в глобальную сеть Интернет и наличие современных гаджетов у населения.
Официальный сайт, посвященный Всемирному дню радио www.worldradioday.org