Об этом и многом другом можно узнать, посетив кабинет истории аптечного дела на Гродненщине. Вот уже пять лет он работает в здании аптеки №3 областного центра.
Его главный создатель и бессменный экскурсовод – Галина Петрище, которая посвятила государственной аптечной сети более полувека. Со многим из того, что сейчас стало экспонатом, провизору в свое время довелось работать. Большинство героев экспозиции для Галины Михайловны не просто персоналии – бывшие коллеги. Изначально планировалось, что кабинет истории будет рассказывать только о становлении государственной аптечной службы на Гродненщине, но собранный материал оказался гораздо шире.
Века истории
– Лес и поле для человека были первой «аптекой». Лечились травами и веществами животного происхождения. Верили наши предки и в целебную силу слов – заговоры. После Крещения Руси начали появляться первые пособия по лечению различных заболеваний, во врачевании применяли уже не только травы, но и мази, отвары, настои на их основе. Кстати, использовали как то, что росло на нашей земле, так и то, что привозили из дальних стран – шафран, гвоздику, черный перец и др. Чтобы определить, болен ли человек, применялись примитивные методы диагностики: «жилобиение», «ступание ног», «смотрение уриное в склянице», – рассказывает Галина Петрище.
Собеседница замечает, что весомый вклад в развитие медицины и аптечного дела внесли… алхимики (первая на территории современной Беларуси алхимическая лаборатория появилась в 1240-е годы в Новогрудке). Используя различные приемы лабораторных исследований – перегонку, фильтрацию, кристаллизацию, осаждение и т.д. – они пытались создать философский камень и научиться превращать все металлы в золото, изобрести эликсир бессмертия.
Эти опыты, как мы знаем, не увенчались успехом, но принесли другие полезные открытия, в том числе способы получения различных соединений. В качестве примера Галина Михайловна приводит висмута субнитрат, открытый алхимиками сотни лет назад и до сих пор использующийся для лечения язвы желудка.
– Постепенно, по мере накопления знаний, пришли к разделению медицины и фармации, появилась профессия «апотекариуса» (аптекаря), – продолжает наш экскурсовод. – В ВКЛ первая аптека появилась в начале XVI века – это была личная аптека Великого князя Литовского и Короля польского Александра Ягеллона. А первая общедоступная аптека начала работу в 1561 году в Пинске. Во времена Речи Посполитой открываются аптеки и в других городах.
После раздела Речи Посполитой на наших землях стали действовать уставы Российской империи, в том числе Первый Аптекарский устав. Он дал определение, кто такой аптекарь и определил основные правила работы аптек: «Аптекарь, яко добрый гражданин, верно хранящий присяжную должность, повинен быть искусен, честен, совестен, благоразумен и трезв, прилежен, во всякое время присутствен и исполняющий звание свое всеобщему благу соответственно». Долгое время, вплоть до ХХ века, аптекарем мог быть только мужчина.
– Всем известна аптека ордена иезуитов, открытая в Гродно в 1687 году и работающая до сих пор. Многие считают ее первой в городе. Однако в архивных документах о продаже здания по адресу пл. Батория, 1 (ныне ул. Советская, 1) есть информация, что уже в 1642 году там располагалась вольная (частная) аптека. Подтверждают это и аптечные склянки, найденные при обустройстве в упомянутом здании кафе-пекарни. Их, к слову, передали в кабинет истории, – рассказывает Галина Петрище.
Как это было
В коллекции музейной комнаты сохранились сигнатуры (бумажные ярлыки на пузырьках с лекарствами, на которых в XIX – начале XX указывали название лекарства, цену, способ приема и дозировку, имя врача, провизора и владельца аптеки), различная стеклянная аптечная посуда, называемая штанглассами, и фармакопеи разных времен, в том числе российская фармакопея 1891 года издания. Их Галина Михайловна называет настольными книгами аптекаря – это руководство по изготовлению, испытанию, хранению и отпуску лекарств.
Одно из помещений оформили по описанию аптеки в Пинске. Первое, на что обращаешь внимание, – деревянные шкафы с сотнями разнообразных пузырьков. Такое обилие стеклянной тары наш экскурсовод объясняет тем, что все лекарства готовили и фасовали на месте.
Здесь же стоят лари для хранения ядовитых, наркотических и сильнодействующих средств – опиума, морфия, солей ртути и мышьяка и т.д., которые в то время широко применялись в медицине. Возле окна – рабочий стол гезеля (помощника аптекаря) с различными чашами, ступками, весами и разновесами, незнакомыми большинству посетителей приспособлениями.
– С помощью таких вот чашечных весов отмеряли лекарственный препарат и смешивали с индифферентными наполнителями – глюкозой, сахаром, крахмалом. А вот это приспособление для формирования пилюль: в сырое тесто добавляли мелко измельченные травы, раскатывали, разрезали на кусочки и затем с помощью этой машинки придавали нужную форму, – показывает Галина Петрище.
Чтобы напомнить о таком важном направлении, как лечение травами, в кабинете истории создали фитобар, где можно увидеть аппараты, предназначенные для приготовления настоев и отваров из лекарственных растений. В отдельном помещении можно узнать, как растительное сырье измельчалось и фасовалось: там собраны резаки XVIII века и современные измельчители, сита, весы и др.
– А это мини-ассистентская комната советского периода с используемым тогда оборудованием и аптекарской посудой, – продолжает Галина Михайловна. – Например, для маленьких детей, которые не могут выпить горькое лекарство, в таком вот кувшинчике расплавляли масло какао, добавляли антибиотик, нагревали на водяной бане, чтобы не перекипятить, выливали в специальную форму и помещали в холодильник – получались свечи.
Воссоздан и аналитический кабинет, в котором проверяется качество лекарств (такая служба, кстати, существовала еще в XVIII веке: в лаборатории аптеки обязательным было наличие реактивов и к ним принадлежащих приборов для испытания «доброты и годности» лекарственных средств).
– В таком кабинете работал провизор-аналитик, который проверял каждую лекарственную форму, чтобы не допустить ошибку в дозировке или компонентах, контролировал качество изготовленных лекарств. Сейчас, когда большинство препаратов производят фармацевтические компании, наша контрольно-аналитическая лаборатория проверяет каждую партию ввезенного в область лекарства, – поясняет экскурсовод.
Елена КАЯЧ
Фото автора