Торговая акция с большими скидками, известная как Черная пятница, стала праздничной традицией во всем мире, но ее история далека от праздника.
Впервые термин «Черная пятница» употребляли, имея в виду не распродажи, а финансовый кризис – крах рынка золота в США.
В 1869 году два известных финансиста с Уолл-стрит Джей Гулд и Джим Фиск стали вместе скупать золото по всей Америке, надеясь поднять цену до небес, чтобы затем продать его с невероятной прибылью. Однако в пятницу 24 сентября 1869 заговор был раскрыт, фондовый рынок оказался в состоянии свободного падения и обанкротился. Пострадали все: от финансовых воротил с Уолл-стрит до простых фермеров.
Еще одно событие, связанное с традицией «Черной пятницы», тоже относится к торговле, а именно к покупками на День Благодарения в США. Как гласит история, после целого года работы в убыток, на следующий день после Дня Благодарения магазины получили огромную прибыль, поскольку покупатели потратили у них много денег на подарки.
Дело в том, что в те времена торговые компании при ведении бухгалтерского учета записывали убытки красным цветом, а прибыль черным. Эта версия происхождения «Черной пятницы» официально одобрена, но достоверна ли она, никто не знает.
В последние годы всплыла еще одна легенда, согласно которой, в ХІХ веке владельцы хлопковых плантаций южных американских штатов могли покупать рабов со скидкой на следующий день после Дня благодарения. Эта история «Черной пятницы» по понятным причинам побудила некоторых людей призвать к бойкоту праздничной торговли, но исторических оснований у легенды нет.
Настоящая же история не такая солнечная, как на торговой рекламе. Еще в 1950-х годах полиция Филадельфии использовала этот термин для описания хаоса, который произошел на следующий день после Дня благодарения, когда толпы пригородных покупателей и туристов хлынули в город в преддверии большого матча по американскому футболу. Тогда выяснилось, что полицейские Филадельфии не смогут уйти на выходной, им придется отработать сверхдлинные смены, а также иметь дело с огромными толпами людей и большим количеством транспорта. Магазинные воры также воспользуются суматохой в торговых точках, чтобы сбежать с краденными товарами, что еще больше усугубило головную боль правоохранительных органов.
К 1961 году термин «Черная пятница» до такой степени прижился в Филадельфии, что городские торговцы и их сторонники попытались изменить его на «Большую пятницу», чтобы избавиться от негативного значения, но безуспешно.
Однако в остальной части страны название распространилось намного позже, в 1985 году, когда торговцы нашли способ заново изобрести «Черную пятницу». В результате концепция праздника изменилась от «красной» к «черной», упомянутой ранее. На следующий день после Дня Благодарения американские магазины стали получать прибыль. В «Черную пятницу» американские магазины делают скидки до 90%, как правило, для того, чтобы очистить полки перед рождественским сезоном. Пытаясь приобрести товары по низким ценам, покупатели зачастую устраивают давки и стычки.
Однодневное торжество распродажи превратилось в процветающее мероприятие, которое теперь длится несколько дней. По всему миру появились и другие «торговые праздники».
Иван ВИШНЕВСКИЙ
Фото из открытых интернет-источников