16 ноября 2021 года в учреждении образования «Белорусская государственная академия связи» состоялось закрытие семинара «Опыт обучения информационно-коммуникационным технологиям лиц с нарушением слуха», организованного в сотрудничестве с Региональным отделением Международного союза электросвязи Региона СНГ и при поддержке Министерства связи и информатизации Республики Беларусь. Во второй день работы семинара, который прошел на базе Ресурсного центра обучения лиц с нарушениями слуха современным инфокоммуникационным технологиям Белорусской государственной академии связи, участники в гибридном формате (онлайн и оффлайн) плодотворно обсудили актуальные вопросы проблемного поля данного мероприятия на третьей и четвертой сессиях.
Третья сессия (с 9.00 до 13.00), в качестве модератора которой выступила заведующая кафедрой информационно-коммуникационных технологий УО «Белорусская государственная академия связи», кандидат физико-математических наук, доцент Михневич Светлана Юрьевна, была посвящена использованию технических средств обучения лиц с нарушением слуха информационно-коммуникационным технологиям.
В ходе сессии было заслушано 8 докладов, подробно рассмотрены вопросы использования новых технологий в инклюзивном образовании, виртуальных консультантов при изучении учебных дисциплин и онлайн-сервисов Google с обучающимися с нарушением слуха. Отдельно была представлена цифровая платформа «Инклюзивное образование» в Республике Беларусь, разрабатываемая Институтом информационных технологий Белорусского государственного университета информатики и радиоэлектроники, которая будет представлять собой информационный и образовательный ресурс для лиц с особыми потребностями.
Коллеги из Кыргызстана поделились опытом работы созданного при поддержке МСЭ обучающегося Центра для лиц с ограниченными возможностями. В своем докладе, посвященном проделанной работе по открытию обучающего центра для слабослышащих детей в сфере информационных технологий, поделился практическими наработками с участниками семинара спикер из Узбекистана.
В ходе сессии была продемонстрированы технические и методические возможности Ресурсного центра обучения лиц с нарушениями слуха современным инфокоммуникационным технологиям. Участникам семинара было представлено оборудование, разработанные курсы ресурсного центра, а также направления и методики обучения современным инфокоммуникационным технологиям лиц с нарушениями слуха. Кроме того, они познакомились с опытом работы специалистов специализированного ресурсного центра «Мультимедийные информационные технологии», созданного в 2017/2018 учебном году в Витебском филиале УО «Белорусская государственная академия связи» при поддержке МСЭ.
Четвертая сессия (с 14.00 до 16.00), модератором которой выступал декан факультета повышения квалификации и переподготовки кадров УО «Белорусская государственная академия связи», кандидат технических наук, доцент Ходасевич Олег Реональдович, была посвящена вопросам трудоустройства и социальной адаптации в информационном обществе лиц с нарушением слуха. На сессии были представлены 23 доклада и детально рассмотрены вопросы практики трудоустройства инвалидов с нарушением слуха в сфере информационных технологий, проблемы социальной адаптации молодежи с нарушением слуха в условиях современной жизни, а также вопросы адаптации глухих и реакция социума в информационном обществе.
В целом, участники семинара отметили, что современные информационно-коммуникационные технологии позволяют во многом облегчить жизнь людей с ограниченными возможностями по слуху, расширить доступность профессионального образования для указанной категории людей. Внедрение современных ИКТ в процесс обучения лиц с нарушением слуха способствует улучшению усвоения материала, расширению возможностей для продолжения образования в учреждениях высшего образования, адаптации к жизни и труду в различных сферах производства в условиях развития информационного общества.
По итогам семинара участниками была принята резолюция, резюмирующая теоретические и прикладные результаты работы международного семинара «Опыт обучения информационно-коммуникационным технологиям лиц с нарушением слуха» .
Участники семинара постановили: