На минувшей неделе Национальный совет по трудовым и социальным вопросам, в котором участвовали представители правительства, Федерации профсоюзов Беларуси и республиканского объединения нанимателей, рассмотрел выполнение Генерального соглашения на 2019–2021 годы, важные изменения в Трудовой кодекс, вопросы занятости и профсоюзного контроля.
В Генеральном соглашении на 2019–2021 годы прописаны обязательства сторон по достижению конкретных показателей уровня развития экономики и гарантии для трудящихся. Особое внимание – оплате труда. Как показал анализ, большинство основополагающих норм сегодня выполняется.
О выполнении основных целевых задач экономического блока и, в частности, положений Генерального соглашения доложил заместитель министра экономики Юрий Чеботарь. По его словам, за 9 месяцев года в развитии страны сложились преимущественно позитивные тенденции, обеспечена стабильная работа предприятий, исполнены социальные обязательства государства, не допущена разбалансировка бюджета. Из 6 важнейших прогнозных показателей выполнены 4 (рост ВВП и доходов населения, занятость и жилье).
Рост ВВП превзошел ожидания. За 9 месяцев показатель прибавил 2,7% при прогнозе 1,8%. В свою очередь, это дало возможность выполнить обязательства по росту заработной платы.
Номинальная начисленная среднемесячная заработная плата в январе – сентябре текущего года составила 1399,7 рубля. По сравнению с соответствующим периодом прошлого года этот показатель выше на 14,6%.
Министр труда и социальной защиты Ирина Костевич отметила, что за 9 месяцев обеспечен рост номинальной и реальной заработной платы как по республике, так и по бюджетным организациям. Реальные заработные платы по стране выросли в среднем на 4,9%, по бюджетной сфере – на 5,1% (за счет повышения с 1 января и 1 августа размера базовой ставки).
Впервые за несколько лет повысилось соотношение заработной платы бюджетников к средней зарплате по стране – до уровня 80%.
Дополнительно в текущем году повышались стимулирующие выплаты низкооплачиваемым категориям работников сферы соцобслуживания, культурно-просветительных организаций, воспитателям детских садов и их помощникам. В 2021 году сохранено дополнительное материальное стимулирование труда за работу в условиях с инфекцией для работников здравоохранения и оказывающих социальные услуги.
Таким образом удалось значительно улучшить ситуацию в тех организациях, где сложился достаточно низкий уровень оплаты труда. Так, за 9 месяцев количество организаций, где средняя заработная плата составляет менее 150% минимальной зарплаты, уменьшилось в 2 раза.
– Достаточно долго нам не удавалось выполнить показатель по сокращению разрыва в уровне заработной платы работников реального сектора экономики и бюджетных организаций. Это соотношение должно достигать 80%. На сегодняшний день – 80,2%, – уточнила в ходе обсуждения вопроса заместитель председателя ФПБ Елена Манкевич.
В национальном профцентре подчеркнули, что, несмотря на положительные тенденции, в бюджетных организациях по-прежнему у ряда категорий работников довольно низкая заработная плата. И сегодня именно в отношении них должны быть приняты системные меры для улучшения ситуации.
На этапе разработки проекта Закона «Об изменении законов по вопросам трудовых отношений» профсоюзы выступили с рядом предложений по усилению норм и гарантий для трудящихся. Одно из них касалось предоставления оплачиваемого социального отпуска работникам бюджетных организаций.
Сегодня большинство коллективных договоров содержат норму о том, что работники могут взять дополнительный отпуск по семейно-бытовым причинам, например, в связи со свадьбой или рождением ребенка, причем с сохранением заработной платы. Продолжительность такого отпуска, как правило, от одного до трех дней, однако при реализации этой нормы в бюджетных организациях зачастую возникали вопросы по финансированию расходов на оплату незапланированных отпусков. В связи с этим профсоюзы настояли на необходимости законодательного закрепления возможности получения работниками бюджетных организаций таких отпусков с сохранением заработной платы.
Внесены в законопроект и другие новации, которые касаются порядка предоставления отпусков. В частности, работникам, которые совмещают работу и обучение.
Предлагается законодательно закрепить для работников бюджетных организаций оплачиваемый дополнительный отпуск по семейно-бытовым причинам.
– В настоящий момент наниматель обязан предоставить работнику, который получает образование в заочной или вечерней форме, отпуск для прохождения сессии только в том случае, если сам направил его на обучение. Если же работник по собственной инициативе желает получить образование – профессионально-техническое, среднее специальное или высшее, то отпустить его на это время с работы или нет – решает исключительно наниматель. Это несправедливо по отношению к работнику, который заинтересован повысить свой профессиональный уровень, – отметили в Федерации профсоюзов.
В связи с этим в законопроекте предлагается иной подход: наниматель в любом случае будет обязан предоставить отпуск для получения образования, если работник выскажет такое пожелание.
Определенные новации прописаны и в отношении условий для прохождения диспансеризации.
Практика показала, что далеко не всегда работники могут пройти диспансеризацию во внерабочее время, а наниматели зачастую не заинтересованы этому содействовать. Предлагается ввести обязательную норму, при которой 1 раз в 3 года работники молодого возраста имеют право на выходной день для прохождения диспансеризации и при этом за ними сохраняется средний заработок по месту работы. Работники старше 40 лет будут освобождаться от работы с сохранением среднего заработка на 1 день ежегодно. А тем, кому до общеустановленного пенсионного возраста осталось 5 лет, и тем, кто уже достиг этого возраста, должны будут предоставлять 2 дня с сохранением среднего заработка ежегодно.
Если вышеуказанные нормы будут приняты, это позволит оптимизировать проведение диспансерных осмотров лиц трудоспособного возраста, обеспечить их качество, повысить эффективность мер, принимаемых по результатам медосмотров, и мотивацию граждан к сохранению и укреплению своего здоровья.
По Генеральному соглашению стороны социального партнерства обязуются принимать меры для обеспечения эффективной занятости. На заседании Нацсовета было отмечено, что в текущем году, несмотря на все негативные внешние факторы – пандемию, незаконное санкционное давление, по многим вопросам удалось достигнуть определенного прогресса.
– Для профилактики безработицы нам удалось выстроить совместную работу службы занятости и постоянно действующих комиссий по координации работы по содействию занятости населения, – отметила министр труда и социальной защиты Ирина Костевич.
Такая работа позволила трудоустроить более 90 тыс. человек. Свыше 3 тысяч прошли обучение, из них почти 75% – с гарантией последующего трудоустройства. Субсидии для организации собственного дела получили около 1 тыс. человек.
По словам министра, активное развитие получила дистанционная форма работы с гражданами. В этом году специалисты провели свыше 500 электронных ярмарок вакансий – их посетили более 46 тыс. человек. Кроме того, продолжается работа по совершенствованию Национальной системы квалификации – в настоящий момент в Беларуси утверждено 30 профессиональных стандартов.
Еще одним положительным моментом можно назвать достаточно низкий показатель фактической безработицы, определяемый по методике Международной организации труда. В нынешнем году, к примеру, он не превышает 4%. В то время как в ряде государств в период пандемии эта цифра сильно увеличилась и в некоторых странах Европейского региона достигает 24%.
Кроме того, у нас значительно снизилось количество работников, которым приходилось трудиться неполное рабочее время. Речь о сокращенной рабочей неделе (дне), простоях, вынужденных отпусках с сохранением или без сохранения заработной платы. Если в первом полугодии 2020-го 124 тыс. человек работали в режиме вынужденной неполной занятости, то в этом году показатель снизился в 2,7 раза. Наиболее часто такие ситуации отмечаются в промышленности и строительстве.
– Профсоюзы фиксируют отдельные факты, когда наниматели принимают неправомерные решения о переводе работников на неполное рабочее время, например, если для этого нет обоснованных экономических причин, – рассказали представители ФПБ. – В каждом выявленном случае профсоюзы указывают на неправомерность действий нанимателя и добиваются законных решений.
Снижение общего числа занятых в экономике, о котором упоминала Ирина Костевич, вызывает обеспокоенность и в национальном профцентре. Согласно статистическим данным, в экономике страны в сентябре 2021-го было занято на 50,2 тыс. человек меньше, чем год назад.
Похожую ситуацию Федерация профсоюзов Беларуси фиксировала и в 2020 году. Данный вопрос сегодня требует системных решений, поэтому профсоюзы продолжат мониторинг занятости для последующей выработки необходимых предложений.
Подготовили Наталья МАРЦИНКЕВИЧ и Анжела ЛЮДЫНО
Фото Александра ПОБАТА и носит иллюстративный характер