1prof.by — информационный портал федерации профсоюзов Беларуси
Членская организация Федерации профсоюзов Беларуси Телефон: +375-17-270-43-17

Медиагалерея

«Тихая война», или Как санкции разрушают страны

28-30 АПРЕЛЯ ПРОЙДЕТ САМЫЙ МАСШТАБНЫЙ ПРОФСОЮЗНЫЙ ТУРИСТИЧЕСКИЙ ФОРУМ!

28-30 АПРЕЛЯ ПРОЙДЕТ САМЫЙ МАСШТАБНЫЙ ПРОФСОЮЗНЫЙ ТУРИСТИЧЕСКИЙ ФОРУМ!

Профсоюзы предложили дополнительные меры по поддержке предприятий

Министр связи и информатизации РБ о сотрудничестве с профсоюзами, итогах и планах отрасли.

Белорусский профсоюз работников связи определил задачи на будущую пятилетку

28 января в Беларуси вступил в силу обновленный Трудовой кодекс

Минский полумарафон 2019.

ГОРЯЧАЯ ЛИНИЯ БЕЛОРУССКОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СОЮЗА РАБОТНИКОВ СВЯЗИ ПО СОБЛЮДЕНИЮ ТЕМПЕРАТУРНОГО РЕЖИМА

ГлавнаяНовостиЧТО ЕЛИ, ПИЛИ И НОСИЛИ НАШИ ПРЕДКИ? РАССКАЗЫВАЕМ О БЕЛОРУССКИХ ПРАЗДНИКАХ КОЛЕСА ГОДА
30 октября 2022

ЧТО ЕЛИ, ПИЛИ И НОСИЛИ НАШИ ПРЕДКИ? РАССКАЗЫВАЕМ О БЕЛОРУССКИХ ПРАЗДНИКАХ КОЛЕСА ГОДА

Могилевский музей этнографии является единственным в стране музеем, который отражает духовную и материальную культуру белорусов. В основу экспозиции положено годовое движение солнца и основные обрядовые праздники белорусов, которые очень тесно переплелись с повседневной жизнью населения.

Наша страна имеет древнюю и самобытную культуру. В белорусских традициях тесно переплелись древние языческие обряды и христианские обычаи. Большая часть праздников и ритуалов берет свое начало из земледельческого календаря. Связано это с тем, что от того, насколько урожайным будет год, зависела жизнь и благополучие людей. Главные праздники приурочивались, прежде всего, к основным положениям солнца: зимнего и летнего солнцестояния, весеннего и осеннего равноденствия.

 Музей этнографии в городе Могилев является отделом областного краеведческого музея имени Романова. Он открылся 9 декабря 1999 года, и сегодня насчитывает 130 тыс. экспонатов. Этнографическая коллекция стала собираться на всей территории страны примерно с начала 60-х годов, –рассказала заведующая Могилевского музея этнографии Светлана Рыбакова.

Национальный белорусский костюм как отражение культуры Белорусский крестьянский костюм имеет глубокие исторические корни и сохранил множество архаических черт. Он отображал местные традиции, нужды и социальный статус представителей белорусского народа, мировоззрение мастеров, изготавливавших его, а в декоративном орнаменте иногда читаются целые содержательные истории.

 –  В белорусских костюмах дольше, чем у других славянских народов,  сохраняются архаические черты. Хотя и появлялись фабричные ткани, но долгое время преобладали исключительно ткани домашнего производства, изготовленные изо льня и шерсти, иногда лен и шерсть смешивались. Все предметы костюма не кроились, а собирались из прямоугольных кусков ткани. Можно определенных образом разорвать куски ткани льняной сотканной и затем определенным образом их собирать, чтобы потом получилась та форма, которая, собственно, и задала форму национального костюма. Важный принцип цветового решения сохранялся. Это преимущественно белый костюм с красным геометрическим орнаментом. Позже с небольшим добавлением черного цвета, – отметила Светлана Рыбакова.

Если говорить о способах изготовления одежды, то это в основном ткачество и валяние.

– Ремесло, которое соприкасалось только с женскими руками, это ткачество. Весь христианский мир был поделен на мужскую половину и женскую. И работы этих двух половин не пересекались. Женщины никогда не занимались деревообработкой, точно так же мужчины никогда не касались всего, что связано с ткачеством. Исключение – изготовление деревянных приспособлений, с помощью которых женщины занимались обработкой льноволокна или шерсти. Основу костюма составляла льняная ткань, но пояса изготавливались из нитей шерстяных с использованием льняных и шерстяных нитей. Очень часто дополнительно ткани шерстяные подвергались процессу валяния, – поведала эксперт.

Важнейшие обрядовые праздники

Обрядовые праздники отмечались на территории Беларуси долгое время. Прежде всего, в обрядности выделяются праздники календарного цикла.

– Они сложились, так считают исследователи, в очень далекую пору, еще языческую. Позже церковь наложила свои особенности празднования того или иного праздника. Они лежат на поверхности, мы их празднуем каждый год по сей день. К примеру, на Колядки по домам ходили ряженые, распевающие специальные песни. Они водили с собой «козу», иногда и «медведя» – переодетых людей, которые разыгрывали представление у каждого двора, получая за это различное угощение и мелкие деньги. Верилось, что будущий год воздаст сторицей. Хозяева сидели за столом со специальными колядными блюдами, незамужние девушки гадали на будущее и суженого. Нельзя не упомянуть Масленицу. Этот праздник в некоторых местах Беларуси называют еще масленкой и сырницей. Последнее воскресенье масленицы называют прощеным: люди как бы отпускают друг другу грехи, просят прощения у близких. Праздновать масленицу начинают в четверг, – перечисляет собеседница.

В список важнейших обрядовых праздников также входят Кликанье весны и Пасха.

– Пасха была самым главным днем в году. Только после того, как люди справляли все обряды великодные, можно было приступать к обработке земли. Это праздник водораздела между работами дополевыми и великими полевыми работами. Праздник Юрьев день также весьма значим, также как и Радоница, Троица, Иван Купала, Петров день, Илья, Зажинки, Медовый, Яблочный и Ореховый Спасы. Круг годовых праздников календарных замыкается и все повторяются снова. И так бесконечно, – описывает Светлана Рыбакова.

Быт крестьян

Быт крестьян наилучшим образом рассказывает, как люди раньше жили на территории Беларуси. К примеру, во дворе традиционно располагались хозяйственные постройки: сарай, загон для домашнего скота (хлев). Зимой часто приходилось брать скотину прямо в дом, чтобы уберечь от морозов. Обязательная постройка – подпол. Ямка в земле, которую накрывали крышкой. В нее складывали продукты, чтобы не портились в тепле. В холодное время года продукты можно было хранить в сенях в мешочках, или на улице.  Обязательно во дворе был огород, на котором работали женщины и дети. Выращивали овощи: свеклу, морковь, капусту, редьку, лук. В лесу собирали грибы и ягоды, в основном этим занимались дети. Сушили впрок, делали запасы на зиму.

–  В западной и восточной части Беларуси тип двора несколько отличался. К примеру, на территории Могилевской области хозяйственные постройки ставились по кругу, а для западных типов двора характерны постройки однорядовые. Однако во внутреннем устройстве хаты белорусской отличий практически не было. Примерно в середине располагалась печь, по диагонали от нее был красный угол. Широкие лавки имелись, стол, «бабий кут», – описывает представитель музея.\

Если говорить о питании белорусов, то издавна основой всего был хлеб. Он мог выпекаться по-разному, но был на столе в любой ситуации. В качестве добавки изготавливались жидкие блюда – густой суп, жидкая каша.

– Таким было повседневное питание. По праздникам готовили мясо. Его, нужно сказать, готовили достаточно редко. В качестве приправ использовался чеснок, лук, укропное семя. В основе всего лежало натуральное хозяйство. Белорусская деревня практически не знала денег. Если они появлялись, то шли только на очень важные траты – на строительство хаты, на приданое. Деньги откуда появлялись? Девушки пряли, продавали ягоды. Обязательно у них платочек фабричный должен был быть, украшения из покупных материалов. Совсем юные девушки носили изделия из глины, соломы, дерева, а невестам необходимо было иметь предметы более презентабельные из фабричных бусин, – поделилась знаниями эксперт.

Зачем соблюдать традиции?

Датами и традициями православных праздников сегодня интересуются многие. Однако следуют тем или иным канонам далеко не все. Вместе с тем раньше такие правила соблюдались неукоснительно.

– Сегодня мы думаем, будь как будет. А тогда люди не могли себе позволить таких экспериментов. Если было предписаны определенные действия в праздничные дни, белорусы обязательно делали так, как нужно. Люди боялись осуждения мира крестьянского. Считалось, что, если кто-то согрешил, грех ложился на всю общину. И белорусы не могли так рисковать, – резюмировала собеседница.

Наталья МАРЦИНКЕВИЧ

Фото автора

Карта сайта