1prof.by — информационный портал федерации профсоюзов Беларуси
Членская организация Федерации профсоюзов Беларуси Телефон: +375-17-270-43-17

Медиагалерея

«Тихая война», или Как санкции разрушают страны

28-30 АПРЕЛЯ ПРОЙДЕТ САМЫЙ МАСШТАБНЫЙ ПРОФСОЮЗНЫЙ ТУРИСТИЧЕСКИЙ ФОРУМ!

28-30 АПРЕЛЯ ПРОЙДЕТ САМЫЙ МАСШТАБНЫЙ ПРОФСОЮЗНЫЙ ТУРИСТИЧЕСКИЙ ФОРУМ!

Профсоюзы предложили дополнительные меры по поддержке предприятий

Министр связи и информатизации РБ о сотрудничестве с профсоюзами, итогах и планах отрасли.

Белорусский профсоюз работников связи определил задачи на будущую пятилетку

28 января в Беларуси вступил в силу обновленный Трудовой кодекс

Минский полумарафон 2019.

ГОРЯЧАЯ ЛИНИЯ БЕЛОРУССКОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СОЮЗА РАБОТНИКОВ СВЯЗИ ПО СОБЛЮДЕНИЮ ТЕМПЕРАТУРНОГО РЕЖИМА

ГлавнаяНовостиИГРУШКА, БАЛЕТ И НАСТОЯЩИЙ СИМВОЛ РОЖДЕСТВА: КАК ЩЕЛКУНЧИК ПОКОРИЛ МИР
07 января 2023

ИГРУШКА, БАЛЕТ И НАСТОЯЩИЙ СИМВОЛ РОЖДЕСТВА: КАК ЩЕЛКУНЧИК ПОКОРИЛ МИР

С начала времен орехи были важным дополнением к пище, и не одно поколение людей изобретало способы расколоть скорлупу.

Деревянные фигурки с механизмом для колки орехов существуют примерно с 1650 года. Чаще всего это были фигурки животных или каких-то персонажей.

Не только для колки орехов

Первая версия рассказа о Щелкунчике принадлежит немецкому писателю Эрнесту Теодору Амадею Гофману, опубликовавшему в 1816 году повесть под названием: «Щелкунчик и мышиный король». Затем в первом «Высоком немецком» словаре братьев Гримм, «Nussknacker» (щелкунчик) описывался как приспособление в виде маленького человечка, чей рот открывается с помощью рычага с подвижными кронштейнами, расположенными в задней части головы, приводившими в движение челюсти. Но щелкунчик – это не только приспособление для колки орехов.

Джейкоб Гримм, старший из двух знаменитых братьев, писал о важности щелкунчиков в своем трактате «Немецкая мифология» 1835 года. В нем он описывает, что вырезали деревянных щелкунчиков как защитных фигур силы и могущества. Стиснув зубы, они защищают дома от злых духов и символизируют удачу.

Отец Щелкунчика и деревня игрушек

Вдохновленный сказкой Гофмана, мастер Фридрих Вильгельм Фюхтнер в 1870 году создал традиционную модель щелкунчика, которая затем пошла в серийное производство. Массовое производство фигурки началось в конце ХІХ века, с тех пор Фюхтнер известен как «отец Щелкунчика». Семейный бизнес компании Füchtner в деревне Зайфен живет уже в восьмом поколении, а сама деревня стала известным центром немецкой резной игрушки. Интересно, что причиной этому стала тяжелая послужила экономическая ситуация в Саксонии, сложившаяся в начале ХХ века. Тогда стали закрываться рудники, и бывшие шахтеры начали вырезать разные деревянные игрушки, а также рождественские пирамиды, арки со свечами и курильницы для благовоний.

Какими были щелкунчики?

В начале ХХ века наиболее популярными были щелкунчики, в которых легко просматривались представители власти, например, император Наполеон или канцлер Бисмарк, очень часто были жандармы, лесничие и офицеры с суровыми физиономиями. Щелкунчик вошел в рождественскую традицию, поскольку именно в это время люди использовали орехи для выпечки традиционных кексов и печенья. Постепенно игрушечные фигурки стали использовать не только для колки орехов – нарядный щелкунчик становился ключевой фигурой рождественского убранства елки.

Сегодня для создания традиционного щелкунчика ручной работы нужно выполнить около 130 операций. Каждая фигурка состоит примерно из 60 деталей, древесина, как правило, ель, бук, ольха или липа. Для декораций используют мех, кожу, шпагат, ткани. Расписывают щелкунчиков вручную. Оригинальные фигурки из Рудных гор стоят не менее 70 евро.

Немецко-французско-русско-американская история

Щелкунчик стал известен во всем мире благодаря своим появлениям в разных культурах. Авторы из разных стран перенимали части рассказов друг друга. В то время не было международных соглашений об авторском праве. Первая версия рассказа о Щелкунчике принадлежит немецкому писателю Эрнесту Теодору Амадею Гофману, опубликовавшему в 1816 году повесть под названием: «Щелкунчик и мышиный король». Считается, что именно эта повесть спустя более 50 лет вдохновила мастера Фюхтнера на создание своего персонажа.

Сказка Гофмана была адаптирована французским писателем Александром Дюма-старшим в 1844 году. Сюжет французского «Щелкунчика» был почти идентичен немецкому, но французская версия была далеко не такой мрачной.

Адаптация Дюма, в свою очередь, послужила основой для русского балета 1892 года в постановке Мариуса Петипа и Льва Иванова на музыку Петра Чайковского. В 1934 году этот балет был представлен в Великобритании, лишь в 1950-е его увидели в Германии. Но самый большой зарубежный успех балет «Щелкунчик» обрел в США. Впервые он был поставлен на Рождество 1944 года балетной труппой Сан-Франциско. Успех был настолько огромным, что с тех пор этот балет стал непременным рождественским ритуалом для многих семей во всем мире.

Вот так раскрашенная деревянная фигурка с незатейливым механизмом покорила не только немецкие гостиные, но и весь мир, став звездой международного классического балета.

Щелкунчик и его символика понятна всем поколениям в самых разных странах мира, и все благодаря сказке и ее универсальному посланию о победе добра над злом.

Сергей КИРИК

Фото из открытых интернет-источников

Карта сайта