Новый закон об обращениях граждан отфильтрует профессиональных жалобщиков
Законопроект уже направлялся во все постоянные комиссии Палаты представителей и в Совет Республики. Заместитель начальника управления конституционного и международного права — начальник отдела конституционного права Национального центра законодательства и правовых исследований Николай Саванович рассказал депутатам об основных изменениях, которые предусматриваются в нем:
— Прежде всего изменится подход к подаче электронных обращений. В последние годы продолжается работа по совершенствованию данной системы. И прежде всего идентификации заявителя и отслеживанию решения по его просьбе.
Подать обращение можно будет с помощью единой электронной системы учета обращения граждан и юридических лиц после авторизации на соответствующей платформе. Так мы сможем исключить подачу заявлений под вымышленными именами. С другой стороны, такой подход позволит исключить те ситуации, когда обращение по техническим причинам не доходит до адресата.
Кроме того, обсуждению подверглась и такая жесткая норма, как обязательный ответ на обращение заявителя. По мнению разработчиков, если заявитель в письме просит не отвечать на свою просьбу, то и ответ направлять не следует. Участники совещания обсудили расширение перечня случаев для отказа в приеме и заострили отдельное внимание на особо сложном вопросе — злоупотреблении правом на обращения. Николай Саванович объяснил:
— Конечно, все недовольны ситуацией, когда гражданин в который раз направляет одно и то же обращение. Порой поведение кверулянтов блокирует деятельность организации. Однако, как показывает международный опыт, провести некое юридическое размежевание между гражданином, который настойчиво пытается защитить свое право, и кверулянтами пока не представляется возможным.