Третью неделю несколько тысяч мигрантов находятся у пункта пропуска «Брузги» из-за отказа польской стороны пропустить их, чтобы получить убежище в ЕС. Беларусь делает все, чтобы облегчить ожидание людей и создать более комфортные условия.
На прошлой неделе людей разместили в логистическом центре неподалеку от «Брузгов». Оборудовали спальные места, организовали горячее питание и обеспечили чистой водой и медицинским сопровождением. Работают автомагазин и пункт обмена валют, открыт пункт вакцинации.
С первых дней поддержку беженцам оказывают профсоюзы, ежедневно к мигрантам приходят машины с гуманитарным грузом. Благодаря неравнодушным людям на складах создан запас продуктов.
Мигранты продолжают прибывать, логистический центр уже переполнен. 19 ноября, чтобы ознакомиться с ситуацией, в Гродно приехал председатель Федерации профсоюзов Беларуси Михаил Орда.
– Вы когда-нибудь слышали о тройных стандартах? Это то, что мы сейчас наблюдаем. Польская сторона просто нарушила права этих людей, закрепленные в Декларации прав человека. Международные организации всё это видят, но делают вид, будто ничего не происходит. Люди попали в сложную ситуацию. В таких случаях профсоюзы всегда поддерживают, – отметил лидер национального профцентра.
По словам Михаила Орды, с первых дней профсоюзы направляют машины со всем необходимым для беженцев (на 24 ноября – 22 машины. – Прим. ред.). И мы продолжим помогать, – подчеркнул профсоюзный лидер.
Михаил Орда рассказал, что принять мигрантов готов туристско-оздоровительный комплекс «Пышки».
– Если будут просьбы мам с детьми, мы расселим их там, – отметил председатель ФПБ.
На вопрос, почему Беларусь так много делает для беженцев, а соседи – нет, Михаил Орда ответил:
– Это вопрос совести и отношения к людям. Говорить можно многое, но важны действия. Беларусь – социально ориентированная страна. У нас принято поддерживать друг друга. Нынешняя ситуация это подтверждает.
Пока мигранты живут в логистическом центре. Люди выходят прогуляться и подышать свежим воздухом. Лица у большинства озабоченные, смеются и весело общаются здесь только дети. У взрослых же понурый и уставший вид.
С первых дней поддержку беженцам оказывают профсоюзы, ежедневно к мигрантам приходят машины с гуманитарным грузом. Благодаря неравнодушным людям на складах создан запас продуктов.
Пытаемся заговорить. Несколько человек отвечают, что английского не знают, а двое – что общаться не намерены. На разговор соглашается мужчина с годовалой малышкой на руках.
– Меня зовут Абдурахман. Я приехал сюда, потому что в Ираке нет работы, – объясняет собеседник. – Надеюсь попасть в Германию.
Абдурахман собирается ждать столько, сколько понадобится, но уезжать на родину он не планирует. По его словам, там очень опасно. Мужчина боится за свою жизнь в Ираке.
– Я доволен условиями здесь. У нас есть еда, вода и медицинская помощь, – говорит он.
Замечаем у забора улыбчивого юношу. Он соглашается рассказать о себе. Узнаем, что Ибрагим приехал из Сирии, на родине ремонтировал компьютеры.
– Моя семья живет в Италии, поэтому я хочу попасть к ним, – поясняет Ибрагим. – Как бы ни сложилось, обратно не вернусь. У нас уже нет войны, но оставаться в Сирии опасно.
Группа беженцев что-то эмоционально обсуждает в сторонке от остальных. Из 8 человек пообщаться соглашается только один – Байод. Мужчина рассказал, что родом из Ирака. Он благодарен Беларуси за помощь, но условия жизни все равно близки к спартанским.
Медицинская помощь ему не понадобилась. Интересуемся, хватает ли продуктов.
– Я благодарен вам за еду, – отвечает он. – Ее достаточно, но это не наша еда. Мы не привыкли к ней.
Байод отчаялся ждать, пока Германия примет беженцев. Он собирается вернуться на родину.
В самом логистическом центре мы встретили приветливо улыбающуюся Димью, играющую с малышками, которым на вид 6 лет и 4 года. Ее муж вышел по делам, но она соглашается рассказать о своей семье. Димья вместе с мужем и детьми приехали сюда в поисках лучшей доли. Семья мечтала попасть в Германию. Почему именно туда, она не пояснила.
Женщина признается, что сильно скучает по матери и сестре, которая на днях вышла замуж. Димья очень сожалеет, что не была у нее на свадьбе и не имела возможности даже поздравить.
– У нас достаточно еды, есть и медицинская помощь, – отмечает женщина. – Дочкам надо бы вымыть волосы, но сделать это можно только на улице. Мы опасаемся, что дети могут заболеть, ведь снаружи очень холодно.
На вопрос о том, останется ли семья здесь или вернется домой, Димья не ответила. Такие вопросы в семье
решает муж.
Елена ИЛЬИНА, Тамара ЗВОНКАЯ
Фото Степана ТЮШКЕВИЧА