Пожалуй, каждому из нас в детстве под Новый год приходилось вырезать из бумаги снежинки, ажурные узоры и тематические фигурки, чтобы украсить ими окна к празднику. Знаете ли вы, что белорусская вытинанка включена в список историко-культурных ценностей нашей страны?
Старинное искусство вырезания картин из бумаги сегодня хранят и развивают народные мастера и профессиональные художники. В канун рождественских и новогодних праздников мы поговорили об истории и современности этого вида творчества с народным мастером Ольгой Бабуриной, которая состоит в Белорусском союзе мастеров народного творчества и заведует секцией вытинанок.
По словам народного мастера, стилистика современных вытинанок чрезвычайно богата и разнообразна. Среди них выделяются характерные образцы современного народного искусства, любительские вырезанки и произведения профессиональной графики и дизайна.
– Вытинанка – это искусство вырезания кружевных узоров из бумаги, которое приобрело широкое распространение на территории Беларуси в конце XIX – начале XX в. как способ отделки интерьера традиционного жилища и было восстановлено как вид декоративно-прикладного искусства в конце XX в., – рассказывает Ольга Бабурина.
Надо сказать, что технологии подобные нынешним вытинанкам существовали уже в IХ-XII в., тогда в Беларуси еще не было бумаги, вместо нее ажурными узорами декорировали ткани и кожу.
– Самые ранние примеры использования бумаги для вырезания датируются XV-XVI столетием, временами Великого княжества Литовского, – отмечает народный мастер. – Зажиточные дворяне имели в своем доме писаря – это был образованный человек, который не только писал документы, но и делал бумажную вырезку из тонкой бумаги. Чаще это были гербовые изображения магнатского рода, которые подкладывались к грамоте под сургучовую или восковую печать. Если печать вскрывали, то и ажурная вырезка из бумаги рвалась, было очевидно, что документ вскрыт. Таким образом, вытинанки выполняли защитную функцию.
В Беларуси был и период силуэтного вырезания. Оно пришло на нашу землю благодаря крепким экономическим и образовательным связям с Западной Европой, где зародилась техника вырезания профилей. Силуэтное вырезание использовали в дворянском окружении Беларуси, в то время было популярно украшать такими вырезками из бумаги женские альбомы.
Как уже отмечалось выше, вытинанка получила наибольшее распространение в оформлении крестьянского быта конце XIX – начале XX века, когда в Беларуси стали появляться бумажные фабрики. Всплеск этого вида творчества наблюдался в предвоенный период и после Второй мировой войны – 1940-50-х годы.
По словам Ольги Бабуриной, в Беларуси было несколько видов вытинанки. Для вырезания традиционных узоров, как и сегодня, использовали ножницы. Также были «вырыванкi»: их изготавливали в основном дети, а поскольку ножниц ребятишкам не доверяли, то родился такой технологический прием, когда бумагу просто рвали руками и получали интересные изделия.
Были умельцы, которые вырезали ажурные полотна ножом портного или сапожника. На Брестчине, например, живет мастер Юрий Малышевский, который до сих пор продолжает традиции и режет вытинанки сапожным ножом. Кроме того, в Беларуси существовали «выбiванкi» – это технология, при которой рисунок выбивался на бумаге гильзами от пуль разного калибра или заостренной отверткой.
– Наши предки украшали вытинанками дома, но декором в современном понимании этого слова их нельзя назвать. Из бумаги делали ажурные изделия в виде салфеток и занавесок на окна, бордюрами-кружевами отделывали полки, двери, окна, декорировали иконы и рамки для фото. По народному обычаю вытинанки использовали для украшения жилища к наиболее значимым праздникам – Рождеству и Пасхе. Причем в каждой местности бумажная вырезка приобретала семантические, стилистические и местечковые особенности, в зависимости от мировоззрения людей, живущих на той или иной территории, – подчеркивает Ольга Бабурина.
Она отмечает, что орнамент, который использовался на одежде, представлял собой своеобразный текст или шифрованный язык ткачихи или вышивальщицы, с помощью которого из поколения в поколение женщины передавали свои молитвы миру.
Например, в западной Беларуси известны примеры, когда круглые розетки вырезали с определенным узором и вешали над кроватью ребенка, когда он болеет, чтобы дитя хорошо спало применяли уже другой узор-вырезанку. В Гродненской области мастер Станислав Мулица обновил конструкцию вытинанковых кружев, которые использовались для украшения гроба.
– Сакральная и магическая функция – эта особенность белорусской народной вытинанки переходит в современную технику вырезания из бумаги, которая сейчас распространена в Беларуси, – отмечает заведующая секций вытинанок Белорусского союза народного творчества. – Хотя вытинанка и относится к народному творчеству, но восстановлением ее занимаются профессиональные художники и мастера.
Большинство мастеров вытинанки работают в центральном регионе (Минск и область), на Витебщине, Брестчине, Гродненщине (Станислав Мулица, Александр Овчинников), этот вид творчества меньше развит в Могилевской и Гомельской областях. Сегодня наряду с отдельными мастерами вытинанки существуют целые направления.
Например, выделяется Новогрудский стиль. В этом регионе «выбiванкi» заостренной отверткой делает Наталья Климко. Учителем Натальи в свое время была Нина Шурак, а сейчас мастер передает свою технику дочери. Известна в Беларуси и уникальная клецкая вытинанка, ее возрождением занимается Ольга Пилецкая – мастер с прекрасным знанием белорусского традиционного колорита и ощущением материала и народной эстетики.
А самая знаменитая в стране Молодечненская школа вытинанки, которая создана более 25 лет назад. Начало ей положила основательница творческой династии Виктория Червонцева. Ее дочери народные мастера Наталья и Елизавета преподают вытинанку в Молодечненском музыкальном училище им. М. К. Агинского. Из Молодечненской школы вышло большое количество мастеров, которые имеют индивидуальный подчерк, в их числе и Ольга Бабурина.
Она уже более 30 лет занимается вытинанкой. За последние 2 года творческой деятельности разработала 4 тетради шаблонов для вырезания из бумаги. Издательство «Бахуны» выпустило их в свет под названием «Проста вазьмi нажнiцы и зрабi» по темам «Святы», «Ражство», «Лес», «Жывёлы». Каждая тетрадь содержит 10 эскизов с QR-кодом, по которому можно прийти на YouTube-канал и попасть на мастер-класс Ольги Бабуриной. Также в соавторстве с Натальей Сухой вышла книга «Мая выцiнанка», где 70% издания составляют шаблоны для вырезания белорусской вытинанки. Сейчас мастер работает над 5 тетрадью, в которой буду собраны вытинанки на тему «Дрэвы жыцця».
Но главная гордость Ольги Бабуриной – уникальный музей белорусской вытинанки. Народный мастер открыла его в 2021 году. Находится он в 100 км от Минска в д. Лоск Воложинского района. Это первый и единственный в Беларуси музей, где представлены не только работы Ольги Бабуриной и других белорусских мастеров, но ее личная коллекция китайских, японских, чешских, польских, украинских, литовских и американских вытинанок. Уникальность музея заключается еще и в том, что аналогичных заведений, которые были бы посвящены сугубо бумажному вырезанию, практически нет в мире, за исключением Украины и США (г. Питтсбург, штат Пенсильвания).
Вытинанки от 1prof.by
Приближающийся 2022 год пройдет под знаком Черного Водяного Тигра. Поэтому в качестве украшений в новогоднем интерьере будут актуальны не только вытинанки-снежинки, ажурные елки и шары, фигурки Деда Мороза и Снегурочки, Снеговика и оленей, праздничные надписи, но и различные силуэты тигров.
Сделать такие произведения искусства не сложно, но придется повозиться. Для экономии времени портал 1prof.by подготовил для читателей шаблоны новогодних вытинанок. Скачать трафареты можно ниже.
Лайфхаки:
Анжела ЛЮДЫНО
Фото работ Ольги Бабуриной из архива народного мастера.
Шаблоны вытинанок из открытых интернет-источников в обработке портала 1prof.by