1prof.by — информационный портал федерации профсоюзов Беларуси
Членская организация Федерации профсоюзов Беларуси Телефон: +375-17-270-43-17

Медиагалерея

«Тихая война», или Как санкции разрушают страны

28-30 АПРЕЛЯ ПРОЙДЕТ САМЫЙ МАСШТАБНЫЙ ПРОФСОЮЗНЫЙ ТУРИСТИЧЕСКИЙ ФОРУМ!

28-30 АПРЕЛЯ ПРОЙДЕТ САМЫЙ МАСШТАБНЫЙ ПРОФСОЮЗНЫЙ ТУРИСТИЧЕСКИЙ ФОРУМ!

Профсоюзы предложили дополнительные меры по поддержке предприятий

Министр связи и информатизации РБ о сотрудничестве с профсоюзами, итогах и планах отрасли.

Белорусский профсоюз работников связи определил задачи на будущую пятилетку

28 января в Беларуси вступил в силу обновленный Трудовой кодекс

Минский полумарафон 2019.

ГОРЯЧАЯ ЛИНИЯ БЕЛОРУССКОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СОЮЗА РАБОТНИКОВ СВЯЗИ ПО СОБЛЮДЕНИЮ ТЕМПЕРАТУРНОГО РЕЖИМА

ГлавнаяНовостиЗавтра твоей страны: Председатели отраслевых профсоюзов, областных и Минского городского объединений – о проекте Конституции
27 января 2022

Завтра твоей страны: Председатели отраслевых профсоюзов, областных и Минского городского объединений – о проекте Конституции

Беларусь останется социально ориентированным государством – это главная для профсоюзного актива характеристика новой редакции Конституции, которую выносят на республиканский референдум в феврале.

На диалоговых площадках все руководители отраслевых профсоюзов, областных и Минского городского объединений акцентировали внимание на преемственности Основного Закона страны: права и гарантии трудящихся и их семей, детей и молодежи, социально уязвимых категорий граждан сохраняются, а в некоторых случаях дополняются господдержкой. Солидарны представители ФПБ и в том, что общественно-политические реформы назрели, предлагаемые перемены носят эволюционный характер и открывают новые возможности для развития нашего государства и общества.

Какие конституционные нормы претерпят изменения и в чем преимущества поправок и дополнений, рассмотрим в спецпроекте «Беларускага Часу», который посвящен совершенствованию Основного Закона Беларуси.

О необходимости изменений и дополнений

Как стены дома опираются на фундамент, так и все законы государства базируются на Конституции. Поэтому перестройка правовой основы любой страны сродни глобальной реконструкции. В таких случаях неизбежно возникает вопрос о целесообразности перемен, ведь Основной Закон, как правило, принимают на долгие годы. Но в профсоюзах уверены: вынесенные на референдум изменения и дополнения в белорусскую Конституцию совсем не спонтанны и уж тем более не похожи на политическую прихоть.
«Запрос в белорусском обществе на изменения в Конституции возник давно, – убеждена председатель Белорусского профсоюза работников леса и природопользования Чеслава Гоева. – Мир стремительно меняется, и Конституция должна отвечать современным требованиям. Важно, что все предложенные новшества позволят сохранить и приумножить достижения независимого белорусского государства, а гражданам – чувствовать себя еще более уверенно и защищенно. Поэтому предстоящий референдум даст нам возможность повлиять на качество не только своей жизни, но и будущего поколения белорусов».

Шагать в ногу со временем предлагает и председатель Гомельского областного объединения профсоюзов Алексей Неверов: «Жизнь меняется. В том числе общественная и политическая жизнь в нашей стране. И все новые веяния должны применяться в законодательных актах. Необходимость проведения референдума в первую очередь обусловлена острой потребностью обновления действующей Конституции. Это главный кодекс законов нашей жизни. А закон должен быть «живой», отражать реальность жизни. Планируемые изменения в политическом и государственном устройстве, а также в области производственно-экономических отношений продиктованы сегодняшним положением во всем мире. Отказ общества от данных преобразований неизбежно приведет к задержке развития нашего государства».

Надо признать, что в большинстве комментариев о предстоящем референдуме упоминаются вызовы настоящего времени и необходимость смотреть в будущее. Вместе с тем для понимания исторического момента полезно оглянуться и на недавнее прошлое. Со дня принятия первой в истории суверенной Беларуси Конституции прошло чуть более четверти века. Казалось бы, срок небольшой. Однако в понимании председателя Белорусского профсоюза работников агропромышленного комплекса Василия Хватика Беларусь 1990-х и современная – два совершенно разных государства, поэтому инструменты для решения стоящих перед страной задач требуются разные.

«Первоначальный вариант Конституции принят 15 марта 1994 года. Я тогда был в возрасте сегодняшней молодежи. Новое поколение не в полной мере ощутило то время, – отмечает Василий Хватик. – Как мы жили по талонам и купонам, а деньги (их еще называли «белочки» и «зайчики») носили в магазин мешками. Сегодня даже у детей есть смартфоны, а в середине 1990-х в сельской местности в лучшем случае было два стационарных телефона на всю деревню. Современная молодежь, по сути, выросла в новом государстве, перед которым стоят новые вызовы. Поэтому время требует обновления Конституции.

Уверен, что абсолютное большинство жителей нашей страны понимает необходимость референдума. В проекте Основного Закона укрепляется социальный блок: ценности семьи, здоровье нации. Большое внимание уделено проведению государственной молодежной политики, сохранению исторической памяти. И то, что каждый гражданин должен вносить посильный вклад в развитие нашей страны, – тоже правильно. Об этом говорили давно».

О выборах Президента и его полномочиях

Беларусь, как и большинство пост­советских стран, по форме правления относится к президентской республике. Поэтому новые требования к кандидатам на пост главы государства, а также изменение полномочий Президента могут существенно изменить общую политическую картину.

Напомним основные нововведения, которые предложено рассмотреть на референдуме. Президентом может быть избран гражданин Республики Беларусь не моложе 40 (ранее – 35) лет, который обладает избирательным правом и постоянно проживает на территории нашей страны не менее 20 (ранее 10) лет непосредственно перед выборами.

У кандидата не должно быть гражданства другой страны либо вида на жительство. Шлагбаумом в избирательной кампании могут стать и другие документы иностранного государства, предполагающие какие-либо льготы и преимущества. Срок президентских полномочий по новой редакции Конституции предлагается ограничить двумя сроками.
Насколько существенно изменение возрастного ценза для кандидата на пост главы государства с 35 до 40 лет? «Именно в этом возрасте наступает эмоциональная, профессиональная зрелость человека, определяются основные жизненные перспективы, – считает председатель Белорусского профсоюза работников связи Нина Гаврилова. – Оправдано и увеличение до 20 лет срока проживания в стране кандидата в Президенты непосредственно перед выборами – это станет гарантией стабильности государства. Очень важно, чтобы Президентом был человек, знающий особенности, историю, традиции страны, ранее участвовавший в процессах совершенствования социально-
экономических отношений».

Таких людей в Беларуси достаточно, поэтому нет никакой надобности в призыве варягов. Более того, это может пойти во вред. «Считаю важным тот факт, что в управлении государством или отдельным регионом не смогут участвовать те люди, которые живут за пределами страны или имеют вид на жительство в других странах, – поддерживает новые требования к кандидатам в Президенты председатель Витебского областного объединения профсоюзов Юрий Деркач. – Только человек, связавший свою жизнь с родной землей, где постоянно проживают его родители, дети или внуки, может всецело отдавать себя развитию государства, региона, предприятия. Конечно, при наличии компетентности».
Солидарен с коллегой председатель Белорусского профсоюза работников транспорта и коммуникаций Николай Матюк. Разве что высказывает похожую точку зрения в более категоричной форме по отношению к политикам, которые отсиживаются за бугром с надеждой в определенный момент прийти на все готовенькое: «В Президенты может баллотироваться гражданин, постоянно проживающий в Беларуси, а не какой-нибудь беглый перевертыш, предатель, который, находясь в другой стране, тявкает и просит санкций и всевозможных бед для нашего народа».


«Надо двигаться вперед, и это касается не только экономики и политики. Сегодня совершенно иные потребности. Конституция должна не только им соответствовать, но и на несколько шагов опережать общественное развитие. Она должна стать «дорожной картой» для страны».

Александр ЛУКАШЕНКО, Президент Республики Беларусь
(из Послания белорусскому народу и Национальному собранию, 4 августа 2020 г.)


Не остались без внимания профсоюзов и дополнительные полномочия, которыми предлагается усилить власть избранного белорусским народом Президента. Продиктованы нововведения недавним опытом. Надо признать, горьким опытом для ранее спокойной и безопасной Беларуси.

«Мы столкнулись с непростыми событиями, которые произошли в стране после президентских выборов 2020 года, когда деструктивные силы стремились раскачать ситуацию в Беларуси и активно использовали для этого трудовые коллективы крупных промышленных предприятий, – напоминает председатель Белорусского профсоюза работников химической, горной и нефтяной отраслей промышленности Светлана Клочок. – Проект изменений Конституции дает Президенту право вводить чрезвычайное положение не только в случае стихийных бедствий и катастроф (как и теперь), но также при попытках насильственного изменения конституционного строя, захвата власти, вооруженного мятежа и при массовых беспорядках, которые несут опасность жизни и здоровью людей, территориальной целостности и существованию государства. Я бы даже добавила: когда мы говорим о разрушительном влиянии беспорядков на работу взрывопожарных промышленных объектов, речь уже идет не только о безопасности самих предприятий, но даже целых городов, в которых они расположены. Поэтому в таких исключительных случаях право вводить чрезвычайное положение, с моей точки зрения, станет важной стабилизирующей нормой, которая не допустит возможности дестабилизации работы объектов промышленной опасности».

О нюансах финансирования избирательных кампаний

Разработчики новой редакции Конституции постарались исключить возможность иностранного вмешательства не только в президентские выборы, но и в любую другую избирательную кампанию на территории Беларуси. В частности, впервые предлагается ввести запрет на финансовую помощь из-за рубежа. Не важно, в какой форме: будь то гранты, пожертвования или привезенные нелегально чемоданы с хрустящими купюрами.

«Предложение по запрету финансирования расходов на подготовку и проведение выборов иностранными государствами и организациями, а также иностранными гражданами особенно важно в сложившихся условиях, когда против нас ведется активная информационно-пропагандистская кампания с Запада, – отмечает председатель Белорусского профсоюза банковских и финансовых работников Александр Лихтарович. – В этих условиях в Конституцию необходимо внести изменения и дополнения, которые будут гарантировать защиту от внешних вызовов. В первую очередь – от попыток лишить Беларусь независимости».

Могут ли денежные переводы из-за границы повлиять на суверенитет страны? Еще как. Политик, идущий во власть при финансовой поддержке извне, становится должником своих спонсоров, которые за красивыми лозунгами скрывают собственные политические и экономические интересы.

Такого мнения придерживается и председатель Белорусского профсоюза работников местной промышленности и коммунально-бытовых предприятий Юрий Дорогокупец: «Меня волнует вопрос финансирования иностранными государствами и организациями выборов. Скажу по-простому: если сосед придет ко мне и начнет распоряжаться, как у себя дома, – мне это не понравится. Мы в чужие дела не лезем, не надо, чтобы и они лезли к нам. Тот, кто получает деньги, превращается в марионетку, он становится зависимым. На мой взгляд, это натуральная покупка. Покупка власти. Белорусы понимают подобный расклад. Поэтому запрет на финансирование избирательных кампаний из-за рубежа отражает настроение нашего общества».

О едином дне голосования

Тема выборов часто упоминается среди предложений по совершенствованию белорусской Конституции, что понятно и объяснимо: выборы – реальная возможность поучаствовать в формировании вертикали власти, определении политических и экономических курсов. Государство, со своей стороны, старается сделать избирательный процесс доступным и удобным. Очередной оптимизацией может стать введение единого дня голосования, если инициативу поддержат на референдуме.


«Что сегодня самое важное для людей? Это независимость нашего государства, это сохранение и поддержание мира и стабильности, это устойчивость государства, государственных институтов, это совершенствование социальных гарантий и возможностей для развития человека. Проект новой Конституции как раз и нацелен на то, чтобы обеспечить все эти запросы людей».

Михаил ОРДА, председатель Федерации профсоюзов Беларуси


Единый день голосования прошел проверку на практике во многих странах, доказал свою эффективность и продемонстрировал ряд преимуществ. «Во-первых, снижаются организационные, временные и финансовые затраты на проведение выборов. Во-вторых, единый день голосования позволяет упорядочить работу избирательных комиссий и, как следствие, повысить качество их работы», – перечисляет достоинства заместитель председателя Белорусского профсоюза работников энергетики, газовой и топливной промышленности Александр Жилко.

В выигрыше от упрощенной процедуры будут как участники избирательной кампании, так и государство, считает председатель Белорусского профсоюза работников здравоохранения Вячеслав Шило: «Предлагаемое проектом Конституции введение единого дня голосования на выборах позволит нацелить все политические силы для участия в избирательном процессе: партии и общественные объединения получат возможность комплексно выдвигать свои программные требования и реализовывать их на всех уровнях – от местных Советов депутатов до Национального собрания. Кроме того, избирательный процесс станет более экономным для республиканского бюджета».

О статусе ВНС

В целом канва действующей Конституции повторяется в новой редакции Основного Закона. И можно было бы говорить о точечном усилении отдельных статей, если бы не дополнение целой главы, посвященной Всебелорусскому народному собранию.

Неоднократно отмечалось, что Беларусь за годы независимости создала уникальную модель политического устройства. Да, в нашей стране есть традиционные для демократических государств институты власти, а сама власть по общепринятым канонам разделена на законодательную, исполнительную и судебную ветви; наше национальное законодательство соответствует международным правовым актам. Но, с другой стороны, принцип народовластия выведен в Беларуси на совершенно новый уровень, и этот опыт можно смело называть эксклюзивным.

Уходящую в глубину веков традицию народного веча в середине 1990-х решили адаптировать к современным требованиям. Так возникла и реализовалась идея Всебелорусского народного собрания. Идея жизнеспособная и эффективная, что подтвердили последующие четверть века.

«За годы своего существования Всебелорусское народное собрание доказало свою значимость, важность в жизни нашей страны и общества, – подчеркивает председатель Брестского областного объ­единения профсоюзов Николай Шум. – По сути, оно становится высшей степенью проявления народной демократии. И это очень важно для профсоюзов, потому что наши активисты избираются делегатами Всебелорусского народного собрания. А это дает возможность внести свои предложения и поучаствовать в решении очень важных вопросов, государственных задач для нашей страны».

Председатель Минского областного объединения профсоюзов Виктор Малиновский подтверждает слова коллеги личным опытом и собственными наблюдениями: «Я присутствовал на всех заседаниях и могу сказать, что Всебелорусское народное собрание объединяет представителей всех регионов, слоев нашего общества. Позволяет услышать голос большинства жителей Беларуси. Поэтому я считаю, что введение в Конституцию института Всебелорусского народного собрания – это важный шаг по развитию высшего представительного органа народовластия Республики Беларусь».

Председатель Гродненского областного объединения профсоюзов Борис Козелков акцентирует внимание на том, что, помимо конституционного статуса, Всебелорусское народное собрание предлагают наделить дополнительными функциями: «Важно, что решения ВНС будут обязательны для выполнения. Это существенно повысит их значимость и действенность. Еще одно значительное изменение – периодичность собраний: не раз в 5 лет, а ежегодно, что намного эффективнее для выработки стратегических направлений развития государства и общества».

«Очень символично, что именно с первого Всебелорусского народного собрания 1996 года в нашей стране начались существенные изменения. В частности, была выдвинута инициатива по изменению действующей на тот момент Конституции, которая требовала, как и сейчас, детальной проработки, – проводит историческую параллель председатель Белорусского профсоюза работников торговли, потребительской кооперации и предпринимательства Оксана Геращенко. – Особый статус Всебелорусского народного собрания станет важной частью политической реформы, которая направлена на укрепление государственности и вовлечение представителей трудовых коллективов и общественности в формирование внутренней и внешней политики нашей страны».

О перераспределении полномочий

Упомянутая в контексте Всебелорусского народного собрания политическая реформа на самом деле намного масштабнее. Это поступательный процесс по передаче определенных полномочий от одних органов власти другим. К нему долго и тщательно готовились, чтобы не допустить перекосов вроде двоевластия, которое грозит политическим кризисом или хаосом. Важно сохранить баланс, создать более эффективную систему государственного управления.

При этом ошибочно будет утверждать, что прежняя модель себя не оправдала. Как уже отмечалось выше, в разные времена требуются разные подходы и принципы руководства. После развала Советского Союза возникла острая потребность в сильной централизованной власти. С годами востребованной стала так называемая вертикаль. Сегодня уже говорят о перераспределении полномочий на всех уровнях.

Парламент, в частности, по проекту новой Конституции, планируют наделить дополнительными контрольными функциями: давать предварительное согласие Президенту на назначение кандидата на должность премьер-министра, заслушивать Генерального прокурора, председателя Комитета государственного контроля, председателя правления Национального банка о результатах их деятельности. Правительству собираются усилить функции контроля за местными органами власти и дать полномочия вносить предложения Президенту об отмене решений, которые не соответствуют законодательству. Впрочем, и сами местные органы власти прибавят в политическом весе.

«Это позволит в оперативном порядке принимать взвешенные решения для развития основного фундамента экономики нашей страны – реального сектора, – считает председатель Белорусского профсоюза работников отраслей промышленности «БЕЛПРОФМАШ» Валерий Курсевич. – Ведь сильное социально ориентированное государство – залог успешной работы наших предприятий, сохранение коллективов, высокий уровень доходов и условий труда. Соответственно, наполняемость бюджета и развитие здравоохранения, образования, спорта и других социальных программ».

Председатель Минского городского объединения профсоюзов Александр Щекович видит в перераспределении полномочий между органами власти новый импульс для социально-экономического развития: «Данная Конституция даст больше прав и полномочий местным органам исполнительной власти. Я, как представитель Минского городского объединения профсоюзов, вижу в этом большое благо, так как именно на местном уровне смогут принимать важные решения для населения регионов и города Минска».

О сохранении исторической памяти

Самобытность и самодостаточность народа, нации во многом определяется культурой, традициями, историческим наследием. В этом плане Беларусь – уникальная страна. С одной стороны, молодая республика, отсчитывающая четвертый десяток лет суверенитета. С другой стороны, государство с вековой историей, которая писалась здесь – в самом центре Европы, на геополитическом перекрестке.

На этой территории происходило немало эпохальных, героических и трагических событий. Но особое место в белорусской истории занимает именно Великая Отечественная война. Чтобы понять, насколько память о ней важна для нашей страны, достаточно вспомнить, какая дата утверждена в качестве Дня Независимости. Достаточно посмотреть, сколько воинских памятников установлено и как ухаживают за мемориалами. Достаточно произнести одну фразу: «Погиб каждый третий».

Но если память жива, почему в проект Конституции предлагают внести статью о Великой Отечественной войне? Потому что надо защитить и сохранить правду.

«В современном мире страны и народы насильно лишаются права на свой суверенитет и на свою историю. Тот факт, что в нашей стране законодательно закреплены положения о недопустимости искажения истории и героизации нацизма, в том числе и в проекте Конституции, говорит о том, что Беларусь ставит заслон извращению исторической правды, – подчеркивает председатель Белорусского профсоюза работников государственных и других учреждений Сергей Потапенко. – В данном контексте представленный для всенародного обсуждения проект Конституции уже является своего рода уникальным в мировой практике».


Дополнение в статью 15 проекта Конституции:
Государство обеспечивает сохранение исторической правды и памяти о героическом подвиге белорусского народа в годы Великой Отечественной войны.


Председатель Белорусского проф­союза работников образования и науки Татьяна Якубович указывает на попытки искажения истории в сопредельных государствах: «Есть примеры наших соседей, которые уже перестали праздновать День Победы, сравнивают воинов-освободителей с оккупантами, а символы Красной Армии ставят в один ряд с нацистскими. А ведь именно благодаря ветеранам почти 80 лет мы живем под мирным небом. Учитывая, что в нашей стране осталось всего лишь 2,5 тысячи очевидцев тех страшных событий, мы ни в коем случае не должны допустить искажение нашей истории. И здесь мы тоже находим ответ в Конституции, где четко прописана обязанность государства обеспечить сохранение исторической правды и памяти о героическом подвиге белорусского народа при защите Родины в годы Великой Отечественной войны».

Впрочем, сохранение историко-культурного наследия, национальных ценностей – обязанность не только государства. Председатель Белорусского профсоюза работников культуры, информации, спорта и туризма Татьяна Филимонова цитирует статью 54 новой редакции Конституции: «Данная статья дополнена важным абзацем: «Проявление патриотизма, сохранение исторической памяти о героическом прошлом белорусского народа является долгом каждого гражданина Республики Беларусь». Это очень важное дополнение, так как мы прекрасно понимаем, что историческое прошлое говорит нам о том, откуда наши истоки, дает нам ответ на вопрос «Почему мы такие?», а самое главное – именно наша история задает основные ориентиры развития в будущем».

О браке и семье

Можно не сомневаться, что проект новой Конституции Беларуси будет скрупулезно и придирчиво изучаться на Западе теми идеологами, которые привыкли лезть в чужой монастырь со своим уставом и с линейкой либеральных ценностей. Всё, что не подойдет под ими же придуманные стандарты, подвергнется обструкции: мол, не соответствует нормам «прогрессивного» человечества. К нападкам по политическим и экономическим мотивам мы вроде бы уже привыкли, как к жужжанию назойливой мухи. Но интересно, какой будет реакция повернутых на политкорректности западных либералов на одну формулировку в проекте Конституции: брак – это союз мужчины и женщины.

Казалось бы, безобидная фраза. Но в наше время она звучит практически как вызов. Как шпилька Западу, где уже несколько лет людей делят не на два пола, а на 76 гендеров. Но это их проблемы. Беларусь в очередной раз подтверждает приверженность традиционным ценностям, пусть они кому-то и кажутся консервативными.

«Впору напомнить мировой общественности о том, что такое жизнь и что свое начало она берет в браке – союзе женщины и мужчины, – заявил председатель Могилевского областного объединения профсоюзов Дмитрий Янков. – Мы сегодня видим, как в ряде стран распространены так называемые гендерные браки: «родитель номер один», «родитель номер два»… Природой определено, как на этом свете появляется человек. И попытка нарушить это правило, по моему мнению, не способствует миру и нравственности. Поэтому я за внесение изменений в статью Конституции, где будет закреплено понятие брака как союза между женщиной и мужчиной. И только так».

Теме семьи в обновленной Конституции уделено достаточно внимания. Но прежде всего в плане социальных гарантий. Вместе с тем председатель Белорусского профсоюза работников строительства и промышленности строительных материалов Геннадий Ляпунов выделяет дополнение, которое напоминает о популярном прежде выражении «Семья – это ячейка общества».

«Важной поправкой является то, – подчеркивает он, – что родители имеют право и обязаны не только воспитывать детей, заботиться об их здоровье, развитии, обучении, но и готовить к общественно полезному труду, прививать культуру и уважение к законам, историческим и национальным традициям своей страны. Так заведено в большинстве наших семей, но это должно быть закреплено в Конституции как гарант стабильного завтрашнего дня».

Подготовил Олег ФЕДОРОВ
Фото БЕЛТА и Степана ТЮШКЕВИЧА

Карта сайта